Онтологические регионы права

Авторы

  • Марина Владимировна Ульмер-Байтеева Казанский юридический институт Всероссийского государственного университета юстиции РФ (РПА минюста России)

Аннотация

Классические исследования концептуальных и теоретических проблем права концентрируются на изучении «общего» и «универсального» для правовых систем. Основные вопросы рассматриваются теорией через понятийный аппарат, который представляет право в «общих» логических и «универсальных» языковых формах. Между тем язык права никогда не бывает нейтральным к тому, что он представляет, и влияет на существование права в качестве предмета. Автор следует постклассическим взглядам на то, что язык не только метод называния (дефинирования) предметов, но и способ их понимания человеком. Право видится нам в различных формах, что делает необходимым анализ этих представлений, которые связаны с нашим восприятием и пониманием. Многообразие образов права раскрывается с помощью феноменологического метода и идеи Гуссерля о том, что формы представления предметов всегда зависят от их онтологической дифференциации. Гуссерль различает дифференциацию онтологии материальных объектов, событий, состояний и отношений, а также формальных и апофантических предметов теории, выраженных понятиями и категориями. Обсуждение сущности предмета права и его предикативных форм позволяет проводить различия между тем, «что» представляет собой право, и тем, «как» оно в реальности существует. Классический предмет права, обозначенный и включенный в дефиницию понятия, выступает как метафизический конструкт вне реального бытия. Дифференцированная онтология права помогает делать наглядным, что «жизненный мир» и «мир знаний» принадлежат к разным видам реальностей, которые не проецируемы друг к другу. Как считает автор, формально-логический анализ права всегда противопоставлен опыту понимания права, в пространстве которого живет и действует человек. Понимание права выступает как метод интерпретации, который направлен на реконструкцию сформированных значений с позиции разных субъектов. Цель понимания права направлена на экспликацию значений того, что из внутренней перспективы выражает действие или переживание человека. Как подчеркивал Хайдеггер, понимание не достигается специальными научными методами, которые ориентированы на познание и теоретическое понимание; понимание есть практическая сторона жизни человека, связь с жизненными ситуациями, которые проектируют различные возможности для права. Способность понимания права развивается через коммуникацию и диалог, которые помогают находить компромисс для разных субъектов. Как показывает феноменологический взгляд на право, правовое знание является не только социальным продуктом, но и продуктом индивидуальных ценностей, переживаний и действий человека. По мнению автора, ключевым моментом постклассического правопонимания выступает вопрос о том, что лежит в основе бытия права как «предмета» — язык, мысли, индивидуальный опыт, действия или социальная практика. Этот подход требует рассмотрения права через перспективу дифференцированной онтологии, где право принадлежит различным видам реальности. 

Ключевые слова:

онтология и эпистемология права, дифференцированная онтология права, феноменологический метод в праве, знаковые формы права, понятие права, семантика и прагматика права, язык права, правовая коммуникация, диалог права, сущность права, ценности права, правовые действия, предмет права и его значение, постклассический подход к изучению права, понимание права

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биография автора

Марина Владимировна Ульмер-Байтеева , Казанский юридический институт Всероссийского государственного университета юстиции РФ (РПА минюста России)

кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского права и процесса

Библиографические ссылки

Vasjukov V.L. Formal’naia fenomenologiia [Formal Phenomenology]. Moscow, 1999. 222 p. (in Russian)

Gadamer H.-G. Istina i metod: Osnovy filos. germenevtiki [Truth and Method]. Ed. by B. N. Bessonova. Moscow, Progress, 1988. 699 p. (in Russian)

Husserl E. Idei k chistoi fenomenologii i fenomenologicheskaia filosofiia. Kniga 1. Vvedenie v chistuiu fenomenologiiu [Ideas Pertaining to a Pure Phenomenology and to a Phenomenological Philosophy]. Vol. 1. Introduction to a Pure Phenomenology. Moscow, 2009. 496 p. (in Russian)

Dragalina-Chernaja E.G. Formal’naia ontologiia kak abstraktnye logiki [Formal Ontology as Abstract Logic]. Logicheskie issledovaniia [Logical investigations]. 2005, no. 12, pp. 162–169. (in Russian)

Dragalina-Chernaja E. G. Formal’nye ontologii: analiticheskaia rekonstruktsiia. dis. d-ra filos. nauk [Formal Ontology: analytical reconstruction. doct. diss. by of Philosophy]. Moscow, 2000. 252 p. (in Russian)

Ivanov d.V. [What Is It the qualia?] Soznanie. Praktika. Real’nost’ [Consciousness. Praxis. Reality]. Ed. by I. d. dzhohadze. Moscow, 2013, pp. 30–45. (in Russian)

Maksimov S.I. [The Concept of Law Reality]. Neklassicheskaia filosofiia prava [Non-classical Law Philosophy]. Ed. by A. V. Stovba. Har’kov, 2013, pp. 31–34. (in Russian)

Merleau-Ponty M. Fenomenologiia vospriiatiia [Phenomenology of Perception]. Moscow, Nauka, Juventa, 1999. 608 p. (in Russian)

Polyakov A.V. [The communicative-phenomenological Concept of Law]. Neklassicheskaia filosofiia prava [Non-classical Law Philosophy]. Ed. by A.V.Stovba. Har’kov, 2013, pp. 94–106. (in Russian)

Ricoeur P. Spravedlivoe [The Just]. Moscow, 2005. 304 p. (in Russian)

Stovba A. V. [The temporal Ontology of Law Temporal’naja ontologija prava]. Neklassicheskaia filosofiia prava [Non-classical Law Philosophy]. Ed. by A.V.Stovba. Har’kov, 2013, pp. 127–130. (in Russian)

Slovar’ filosofskikh terminov [Dictionary of the Philosophical Terms]. Ed. by V. G. Kuznecova. Moscow, 2004. 730 p. (in Russian)

Shul’ga E.N. [Philosophy of the Mind as fundamental Problem of Epistemology]. Soznanie. Praktika. Real‘nost‘ [Consciousness. Praxis. Reality]. Ed. by I.d.dzhohadze. Moscow, 2013, pp. 69–88. (in Russian)

Chestnov I.L. [The dialogical Concept of Law]. Neklassicheskaia filosofiia prava [Non-classical Law Philosophy]. Ed. by A. V. Stovba. Har’kov, 2013, pp. 160–163. (in Russian)

Austin J. How to do things with words. Oxford, 1962. 166 p.

Brentano F. Psychologie vom empirische Standpunkte. Leipzig, Duncker&Humblot, 1874. 350 p.

Brentano F. die Lehre vom richtigen Urteil: nach den Vorlesungen über Logik mit Benützung anderer Manuskripte aus dem Gebiete der Erkenntnistheorie. Franz Brentano. Aus d. Nachlaß hrsg. von Franziska Mayer-Hillebrand. Bern, 1956. 344 p.

Carnap R. Der logische Aufbau der Welt. Hamburg, 1998. 290 p.

Derrida J. Die Schrift und die Differenz. Frankfurt, 1972. 451 p.

Dilthey W. der Aufbau der geschichtlichen Welt in den Geisteswissenschaften. Gesammelte Schriften. Bd. 7. Göttingen, 1958. 380 p.

Detel W. Logik. Bd. 1. Reclam, 2007. 168 p.

Fellmann F. Phänomenologie. Junius, 2006. 196 p.

Fodor d. Psychosemantics. The Problem of Meaning in the Philosophy of Mind. Cambridge, 1987. 171 p.

Gadamer H. G. Wahrheit und Methode. Tübingen, 1975. 553 p.

Ingarden R. Der Streit um die Existenz der Welt. Bd. 2. Formalontologie. Teil 1. Form und Wesen; Teil 2. Welt und Bewußtsein. Tübingen, 1965. 454 p.

Habermas J. Faktizität und Geltung. Beiträge zur Diskurstheorie des Rechts und des demokratischen Rechtsstaats. Frankfurt, 1994. 704 p.

Hartmann N. Der Aufbau der realen Welt: Grundriß der allgemeinen Kategorienlehre, von N. Hartmann. Berlin, 1940. 616 p.

Heidegger M. Sein und Zeit. Max Niemeyer. Tübingen, 1986. 445 p.

Husserl E. die Ideen der Phänomenologie. Fünf Vorlesungen. Gesammelte Werke. Bd. 2. 1 Aufl. Haag, 1950. 93 p.

Husserl E. Cartesianische Meditationen und Pariser Vorträge. Gesammelte Werke. Bd. 1. Haag, 1950. 244 p.

Husserl E. die Krisis der europäischen Wissenschaften und die transzendentale Phänomenologie. Gesammelte Werke. Bd. 6. Haag, 1954. 557 p.

Husserl E. Zur Phänomenologie der Intersubjektivität. Texte aus Nachlass. Erster Teil 1905–1920. Gesammelte Werke. Bd. 13. Haag, 1973. 546 p.

Husserl E. Zur Phänomenologie der Intersubjektivität. Texte aus Nachlass. Zweier Teil 1921–1928. Gesammelte Werke. Bd. 14. Haag, 1973. 623 p.

Husserl E. Zur Phänomenologie der Intersubjektivität. Texte aus dem Nachlass. Dritter Teil 1929–1935. Gesammelte Werke. Bd. 15. Haag, 1973. 741 p.

Husserl E. Formale und transzendentale Logik. Gesammelte Werke. Bd. 17. Haag, 1974. 510 p.

Husserl E. Ideen zu einer reinen Phänomenologie und phänomenologischen Philosophie. Neu hrsg. von R.Schuhmann. Gesammelte Werke. Bd.3. Halbbd.1. Haag, 1976. 476 p.

Husserl E. Logische Untersuchungen. Zweiter Band: Untersuchungen zur Phänomenologie und Theorie der Erkenntnis. In zwei Bänden. Gesammelte Werke. Bd. 19 (Teil 1–2). Haag, 1984, pp. 533–958.

Husserl E. Aufsätze und Vorträge (1922–1937). Bd. 27. Gesammelte Werke. Haag, 1989. 332 p.

Husserl E. Cartesianische Meditationen. Hamburg, 1995. 172 p. 68

Husserl E. Die Phänomenologische Methode. Ausgewählte Texte I. Reclam, 1998. 298 p.

Janich P. Sprache und Methode. Eine Einführung in philosophische Reflexion. UTB, 2014. 244 p.

Kaufmann F. die Kriterien des Rechts. Eine Untersuchung über die Prinzipien der juristischen Methodenlehre. Tübingen, 1924. 164 p.

Kaufmann F. Logik und Rechtswissenschaft. Grundriß eines Systems der Reiner Rechtslehre. Tübingen, 1922. 134 p.

Kelsen H. Reine Rechtslehre. Nachdruck der Aufl. 1960. Wien, 2000. 534 p.

Kelsen H. Was ist die Reine Rechtslehre? Rechtsphilosophie oder Rechtstheorie? Darmstadt, 1988. 56 p.

Liptow J. Philosophie des Geistes. Junius, 2013. 218 p.

Loidolt S. Einführung in die Rechtsphänomenologie. Tübingen, 2010. 411 p.

Ontologie. Der Brockhaus Philosophie. Idee, Denker und Begriffe. Leipzig, Mannheim, F. A. Brockhaus, 2004, pp. 242–243.

Ontologie. Metaphysics. The Cambridge Dictionary of Philosophy. Third edition, 2015, pp. 661–662.

Pearce C. die Festlegung einer Überzeugung. Texte zur Philosophie des Pragmatismus. Stuttgart, 1975. 255 p.

Quine W. Wort und Gegenstand. Stuttgart, Reclam, 1980. 504 p.

Reinach A. Sämtliche Werke. Textkritische Ausgabe in 2 Bänden. Bd. 1. München; Wien, 1989. 611 p.

Robles G. Rechtsregeln und Spielregeln. Eine Abhandlung zur analytischen Rechtstheorie. Wien; New york, 1987. 229 p.

Searle J. Intentionalität. Eine Abhandlung zur Philosophie des Geist. Frankfurt, 1987. 352 p.

Searle J. Speech acts. London, 1969. 204 p.

Schädelbach H. Erkenntnistheorie zur Einführung. Junius Verlag, 2002. 206 p.

Schapp W. Die neue Wissenschaft vom Recht. Bd.1. Eine phänomenologische Untersuchung. Berlin, 1930. 184 p.

Schapp W. In Geschichten verstrickt. Zum Sein von Mensch und Ding. Mensch und ding, Hamburg, 1953. 210 p.

Schapp W. Philosophie der Geschichten. Leer; Lautenberg, 1959. 334 p.

Schönrich G. Semiotik. Junius, 1999. 137 p.

Schütz A. Der sinnhafte Aufbau der sozialen Welt. Eine Einleitung in die verstehende Soziologie (1932). Wien, 1960. 285 p.

Scheller M. der Formalismus in der Ethik und die materiale Wertethik. Neuer Versuch der Grundlegung eines ethischen Personalismus. 7 Aufl. Gesammelte Werke. Bd. 2. Bonn, 2000. 676 p.

Scheller M. Schriften aus dem Nachlass. Bd. I. Zur Ethik und Erkenntnislehre. 2 Aufl. Bern, München, 1957. 583 p.

Schuhmann K. Husserl Staatstheorie. Freiburg, 1988. 216 p.

Stein E. Eine Untersuchung über den Staat. Freiburg-Basel, 2006. 168 p.

Szilasi W. Einfuehrung in die Phänomenologie Edmund Husserls. Tübingen, 1959. 142 p.

Waldenfels B. Topographie des Fremden. Frankfurt am Main, 1997. 227 p.

Waldenfels B. Grenzen der Normalisierung. Frankfurt am Main, 1998. 331 p.

Wittgenstein L. Logisch-philosophische Abhandlung. Tractatus logico-philosophicus. Kritische Edition. Frankfurt, 1998. 114 p.

Загрузки

Опубликован

2016-06-01

Как цитировать

Ульмер-Байтеева , М. В. (2016). Онтологические регионы права. Правоведение, 60(3), 34–69. извлечено от https://pravovedenie.spbu.ru/article/view/6948

Выпуск

Раздел

Концепция права