Защита прав потребителей в соответствии с частным правом Польши

Авторы

  • Якуб Покшивняк Университет им. Адама Мицкевича в  Познани

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu25.2021.207

Аннотация

Статья посвящена положениям польского частного права, направленным на обеспечение защиты прав потребителей. Особое внимание уделяется договорному праву, учитывается влияние публично-правовых норм на сферу гражданского права. Автор представляет ряд правовых инструментов, используемых в польском праве для обеспечения защиты прав потребителей в  сделках с  предпринимателями, и  анализирует основные особенности польского законодательства о защите прав потребителей. Также рассматривается влияние права ЕС на польское законодательство. Польское законодательство о защите прав потребителей должно соответствовать директивам ЕС. Как известно, защита потребителей играет важную роль в законодательстве ЕС. Польский законодатель обязан надлежащим и своевременным образом внедрять европейские директивы в национальное законодательство. Многие польские нормативные акты, касающиеся защиты прав потребителей, по-видимому, являются своего рода переводом европейских директив. Это самый простой, но и самый рискованный метод переноса законодательства ЕС, поскольку может привести к  несоответствиям с  национальными нормативными актами. Видимо, такое положение дел вызвано жесткими сроками. В то же время общая компетенция Европейского союза по принятию законодательства о защите прав потребителей как части гражданского законодательства отсутствует. Это связано с тем, что шесть государств — основателей Европейского экономического союза сочли договорное право как часть европейских договоров излишним, поскольку правовые системы государств — основателей этого союза, основанные на римском праве, должны обеспечивать взаимопонимание. Очевидно, что потребитель нуждается в  защите при взаимодействии с предпринимателями, поскольку является более слабой стороной сделки. Эта слабость проистекает главным образом из недостатка информации и низкой переговорной способности. Потребитель никогда не будет реальным партнером в переговорах с банком, коммунальной компанией или авиакомпанией. 

Ключевые слова:

потребитель, предприниматель, недопустимые условия договора, право на отказ от договора, обязательные положения, обязательства по предоставлению информации, дистанционный способ продажи товара, защита потребителей, частное право

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Gnela, Bogusława. 2013. Umowa konsumencka w polskim prawie cywilnym i prywatnym międzynarodowym. Warszawa, Wolters Kluwer Polska.

Grochowski, Mateusz. 2018. Wymogi formalne w umowach konsumenckich. Warszawa, C.H.Beck.

Haberko, Joanna. 2005. Nieuczciwe klauzule umowne w umowach konsumenckich zawieranych przy użyciu wzorca. Przegląd Sądowy 11–12: 95–112.

Habryn-Chojnacka, Ewa. 2016. Sprzedaż. Kodeks cywilny. Komentarz. In 2 vols, vol. II, ed. Maciej Gutowski: 392. Warszawa, C.H.Beck.

Kilian, Wolfgang. 2011. Consumer protection in the information and telecommunications technology sector. Current state and potential developments. Potencjalne i rzeczywiste standardy ochrony prawnej konsumenta, ed. Robert Stefanicki: 9–31. Wrocław, Wydawnictwo Uniwersytetu Wrocławskiego.

Lemkowski, Marcin. 2002. Materialna ochrona konsumenta. Ruch Prawniczy, Ekonomiczny i Socjologiczny 3: 67–96.

Łętowska, Ewa. 2001. Ochrona niektórych praw konsumentów. Komentarz. 3rd ed. Warszawa, C.H.Beck.

Łętowska, Ewa. 2020. Prawo umów konsumenckich. 2nd ed. Warszawa, C.H.Beck.

Pazdan, Maksymiliam. 2012. Osoby fizyczne. System Prawa Prywatnego. In 20 vols, vol. l, ed. Marek Safjan: 1111. Warszawa, C.H.Beck.

Pecyna, Marlena. 2004. Ustawa o sprzedaży konsumenckiej — komentarz. Kraków, Zakamycze.

Загрузки

Опубликован

2021-12-31

Как цитировать

Покшивняк, Я. (2021). Защита прав потребителей в соответствии с частным правом Польши. Правоведение, 65(2), 236–247. https://doi.org/10.21638/spbu25.2021.207