Фрагментация собственности и государственно-частное управление объектами ЮНЕСКО, принадлежащими итальянскому государству

Авторы

  • Антонио Лео Тараско Министерство культурного наследия, культурной деятельности и туризма

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu25.2020.115

Аннотация

Статья посвящена таким аспектам объектов ЮНЕСКО, принадлежащих итальянскому государству, как их прибыльность и устойчивость. Если общей характеристикой итальянских (и не только) объектов ЮНЕСКО является неоднородность юридических титулов обладания такими объектами, то в то же время в отношении объектов ЮНЕСКО, принадлежащих итальянскому государству (25 из 55: 45,55 %), к множественности правовых режимов добавляется неоднородность моделей управления. Плюрализм упомянутых свойств влияет как на валоризацию объекта, так и на качество управления последним. Негативные последствия фрагментации управления государственным объектом ЮНЕСКО подразделяются на следующие различия: 1) в подходах к набору персонала; 2) в моделях управления; 3) в опыте работы; 4) в экономической рентабельности; 5) в системе бухгалтерского учета. Если такое разнообразие едва ли понятно даже тогда, когда объекты принадлежат разным институтам, то оно еще менее понятно, когда они принадлежат государству. Следствием абсолютной неоднородности правовой и организационной базы является неоднородность экономических результатов. Разрыв огромен и недопустим: этрусские гробницы Тарквинии и Черветери приносят следующий доход: 38 964,84 евро (2018) и 57 127,00 евро (2019). В то же время доход археологического парка Колизей составил 46 347 249,57 евро (2018) и 48 465 096,71 евро (2019). Если верно, что присуждение культурному памятнику статуса объекта ЮНЕСКО происходит независимо от его экономических возможностей (как это и должно быть), то верно и то, что повышение его экономической рентабельности способствует достижению целей Конвенции ЮНЕСКО: охране и валоризации объекта культурного наследия. Отсюда вытекает обязанность ведения автономной финансовой отчетности объектов ЮНЕСКО, которая в настоящее время отсутствует во многих государственных объектах ЮНЕСКО, до сих пор не имеющих собственной бухгалтерской и финансовой автономии. В заключение отмечается, что тема фрагментации права собственности на 55 итальянских объектов ЮНЕСКО и влияния фрагментации на управление и финансовую отдачу позволяет выявить то фактическое значение, которое национальная правовая система на самом деле придает объектам ЮНЕСКО, т. е. значение, которое, помимо официальных деклараций, объекты ЮНЕСКО имеют во внутренней правовой системе. 

Ключевые слова:

ЮНЕСКО, фрагментация собственности, планы управления, управление культурным наследием, валоризация объекта культурного наследия, объекты ЮНЕСКО

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Armao, Gaetano. 2018. Tutela e valorizzazione integrata del patrimonio culturale dei siti UNESCO. Il caso del sito seriale “Palermo arabo-normanna e le Cattedrali di Cefalu e Monreale”. Aedon 1: 1–13.

Camerini, Xenia. 2018. L’attuale quadro normativo internazionale della tutela del patrimonio culturale mondiale. Rivista di Diritto delle Arti e dello Spettacolo 2: 7–29.

Casini, Lorenzo (a cura di) 2010. La globalizzazione dei beni culturali. Bologna, Il Mulino Frigo, Manlio. 2018. Approaches Taken by the Security Council to the Global Protection of Cultural Heritage: An Evolving Role in Preventing Unlawful Traffic of Cultural Property. Rivista di diritto internazionale 4: 1164–1181.

Garzia, Giuseppe. 2013. La valorizzazione dei beni e degli spazi pubblici di interesse culturale attraverso la diffusione delle moderne tecnologie informatiche: il caso della c. d. “Piazzetta degli Ariani” di Ravenna. Aedon 3: 1–7.

Guerrieri, Angela. 2019. La tutela dei siti UNESCO nell’ordinamento italiano, tra prospettiva interna e comparata. Il Diritto dell’economia 1: 461–491.

Macchia, Marco. 2010. La tutela del patrimonio culturale mondiale: strumenti, procedure, controlli. La globalizzazione dei beni culturali, a cura di L. Casini, 57–85. Bologna, Il Mulino.

Marchetti, Simona. 2011. La gestione dei Siti UNESCO di Villa Adriana e di Villa D’Este a Tivoli. Aedon 1: 1–15.

Migliorati, Claudia. 2013. Il sito archeologico di Pompei a rischio di cancellazione dalla lista del patrimonio mondiale. Diritto comunitario e degli scambi internazionali 4: 723–747.

Tarasco, Antonio L. 2019. Il patrimonio culturale. Concetto, problemi, confini. Napoli, Editoriale scientifica. Tarasco, Antonio L. 2020. Diritto e gestione del patrimonio culturale. Bari, Roma, Laterza.

Tarasco, Antonio L. 2020. Patrimonio culturale. Enciclopedia italiana di scienze, lettere ed arti, vol. II, Appendice X. Roma, Istituto della Enciclopedia Italiana fondato da Giovanni Treccani.

Tarasco, Antonio L. 2020. Sostenibilita del debito pubblico e gestione del patrimonio culturale (prima e dopo il coronavirus). Cura e tutela dei beni culturali, eds Gianluca Esposito, Francesco Fasolino 299–315. Padova, Wolters Kluwer, Cedam.

Uccello Barretta, Laura. 2016. Quale tutela per i siti patrimonio dell’UNESCO? Osservatorio AIC 1: 1–15.

Загрузки

Опубликован

2020-11-30

Как цитировать

Тараско, А. Л. (2020). Фрагментация собственности и государственно-частное управление объектами ЮНЕСКО, принадлежащими итальянскому государству. Правоведение, 64(1), 184–195. https://doi.org/10.21638/spbu25.2020.115