Религиозное наследие в международном праве: национализм, культура и права
DOI:
https://doi.org/10.21638/spbu25.2020.111Аннотация
В статье исследуется та роль, которую религиозное наследие играет в нашем мышлении об использовании нематериального культурного наследия в политическом, социологическом и культурном аспектах. Рассматриваемая как наследие, религия выступает важной частью национального строительства, оторванной от фундаментальных канонов и воспринимаемой как социальная практика, что, по мнению автора, по большей части является развитием в правильном направлении в соответствии с международно признанным правом человека на свободу вероисповедания. В статье исследуется религиозное наследие в международном праве через российский опыт восприятия как Конвенции о Всемирном наследии 1972 г., так и Конвенции о нематериальном культурном наследии 2003 г. С точки зрения автора, ценности такого наследия преобладают над религиозными, по крайней мере поскольку концепция нематериального культурного наследия выступает в качестве посредника для распространения секуляризма и космополитизма. Однако в то же время право человека на свободу вероисповедания способно помочь религиозным общинам использовать возможности сохранения наследия для защиты веры. Таким образом, в то время как придание религии привилегированного положения рассматривается как несовместимое с ориентацией на установление мира и диалога между нациями, которой международное право имеет тенденцию отдавать приоритет, процессы имплементации права наследия также обладают потенциалом содействия религии и религиозным общинам. По мнению автора, связь правовых норм о нематериальном культурном наследии с концепцией прав человека создает для таких стран, как Россия, стимулы более серьезно заниматься возможностями имплементации механизмов защиты этого наследия для охраны определенных религиозных практик и сдерживания роста опасного национализма. Поэтому России следует серьезно рассмотреть вопрос о ратификации Конвенции о нематериальном культурном наследии, по крайней для того, чтобы она принесла пользу обращению с религиозным наследием и его использованию в стране, а также способствовала расширению свободы вероисповедания как права человека, признаваемого и в индивидуальном, и в коллективном измерениях.
Ключевые слова:
религия, секуляризм, нематериальное наследие, мировое наследие, международное право, коллизия прав, индивидуальные права, коллективные права, российское наследие
Скачивания
Библиографические ссылки
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Статьи журнала «Правоведение» находятся в открытом доступе и распространяются в соответствии с условиями Лицензионного Договора с Санкт-Петербургским государственным университетом, который бесплатно предоставляет авторам неограниченное распространение и самостоятельное архивирование.