ЮНЕСКО, нематериальное культурное наследие и рынок: споры и камни преткновения

Авторы

  • Кьяра Бортолотто Школа высших социальных наук (EHESS)

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu25.2020.107

Аннотация

В статье рассматриваются взаимосвязи нематериального культурного наследия (Intangible Cultural Heritage, ICH) и рынка на фоне переориентации приоритетов ЮНЕСКО на устойчивое развитие. Основываясь на наблюдениях за заседаниями руководящих органов Конвенции по охране нематериального культурного наследия, автор анализирует противоречия, порожденные рисками чрезмерной коммерциализации ICH, между субъектами нормотворческой деятельности, связанной с разработкой «хорошего» управления наследием. Хотя необходимость согласования рынка и наследия официально признана, включение той или иной коммерческой практики в перечень ICH ЮНЕСКО квалифицируется многими такими субъектами как травматическое. Дискуссия, вызванная выработкой документов по этой теме в руководящих органах Конвенции, проливает свет на противоречивое восприятие взаимосвязи между рынком и ICH. При рассмотрении идеи коммерциализации без чрезмерной коммерциализации, предложенной упомянутыми субъектами для разрешения напряженности между наследием и рынком, в статье подчеркивается конститутивная двусмысленность Конвенции. Эта концепция, основанная на идеях «незаконного присвоения» и «деконтекстуализации», является частью логики понятия интеллектуальной собственности. Однако Конвенция явно была разработана в рамках альтернативной парадигмы, подчеркивающей культурный динамизм и общность культурного достояния. В то время как предприниматели, имеющие дело с таким наследием на местах, переходят от одного правового режима к другому, прагматично и стратегически используя правовые рамки, основанные на принципиально иной логике, эта непоследовательность порождает нормативные головоломки для субъектов, сопричастных официальным органам Конвенции, разрывающихся между режимом собственности и режимом наследия и обосновывающих существование данных режимов различными концепциями моральной экономики. Таким образом, в рамках Конвенции принцип коммерциализации без чрезмерной коммерциализации представляет собой хрупкий компромисс, отражающий напряженность между различными режимами внешнего регулирования отношений, существующих внутри традиционной культуры.

Ключевые слова:

ЮНЕСКО, Конвенция по охране нематериального культурного наследия, коммерциализация, моральная экономика, правовой режим наследия, рынок, устойчивое развитие

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Adie, Bailey Ashton. 2017. Franchising Our Heritage: The UNESCO World Heritage Brand. Tourism Management Perspectives 24: 48–53.

Adie, Bailey Ashton, Michael Hall, Colin, Prayag, Girish. 2018. World Heritage as a Placebo Brand: A Comparative Analysis of Three Sites and Marketing Implications. Journal of Sustainable Tourism 26 (3): 399–415.

Barnett, Michael, Finnemore, Martha. 2004. Rules for the World: International Organizations In Global Politics. Ithaca and London, Cornell University Press.

Bendix, Regina, Hafstein, Valdimar Tr. 2009. Culture and Property. An Introduction. Ethnologia Europaea 39 (2): 5–10.

Bortolotto, Chiara. 2007. From Objects to Processes: Unesco’s Intangible Cultural Heritage. Journal of Museum Ethnography 19: 21–33.

Bortolotto, Chiara. 2017. Como Comerse Un Patrimonio: Construir Bienes Inmateriales Agroalimentarios Entre Directivas Tecnicas y Empresariado Patrimonial. Revista Andaluza de Antropologia 12: 144–166. Available at: http://www.revistaandaluzadeantropologia.org/uploads/raa/n12/bortolotto.pdf (accessed: 08.07.2019).

Broude, Tomer. 2018. Mapping the Potential Interactions between UNESCO’s Intangible Cultural Heritage Regime and World Trade Law. International Journal of Cultural Property 25 (4): 419–448.

Comaroff, John L, Comaroff, Jean. 2009. Ethnicity, Inc. Chicago Studies in Practices of Meaning. Chicago, University of Chicago Press.

Cominelli, Francesca. 2020. Patrimoine Culturel Immateriel : Paradigmes Economiques, Debats et Perspectives. Le Patrimoine Culturel Immateriel Au Seuil Des Sciences Sociales. Paris, Editions de la Maison des sciences de l’homme. Available at: http://books.openedition.org/editionsmsh/16080 (accessed: 08.07.2019).

Coombe, Rosemary J. 2009. The Expanding Purview of Cultural Properties and Their Politics. Annual Review of Law and Social Science 5 (1): 393–412.

Debarbieux, Bernard, Bortolotto, Chiara, Munz, Herve, Raziano Gonzalez, Cecilia. 2021. Sharing Heritage? Politics and Territoriality in UNESCO’s Heritage Lists. Territory, Politics, Governance. Forthcoming. https://doi.org/10.1080/21622671.2020.1854112.

Geismar, Haidy. 2013. Treasured Possessions: Indigenous Interventions into Cultural and Intellectual Property. Durham and London, Duke University Press.

Hafstein, Valdimar Tr., Skrydstrup, Martin. 2017. Heritage vs. Property: Contrasting Regimes and Rationalities in the Patrimonial Field. Routledge Companion to Cultural Property, ed. by Jane Anderson, Haidy Geismar, 38–53. Oxford and New York, Routledge.

Heinich, Nathalie. 2017. Des Valeurs. Une Approche Sociologique. Paris, Gallimard.

Hutter, Michael. 1997. Economic Perspectives on Cultural Heritage: An Introduction. InEconomic Perspectives on Cultural Heritage, edited by Michael Hutter and Ilde Rizzo, 3–10. Basingstoke: MacMillan Press.

Kirshenblatt-Gimblett, Barbara. 2014. Intangible Heritage as Metacultural Production. Museum International 66 (1–4): 163–174.

Kyoim, Yun. 2015. The Economic Imperative of Unesco Recognition: A South Korean Shamanic Ritual. Journal of Folklore Research 52 (2–3): 181–198.

Larsen, Peter Bille. 2013. The Politics of Technicality. Guidance Culture in Environmental Governance. The Gloss of Harmony: The Politics of Policy-Making in Multilateral Organisations, ed. By Birgit Muller: 75–100. London, Pluto Press.

Lixinski, Lucas. 2019. International Heritage Law and the Market. International Heritage Law for Communities 3 (2): 127–167.

Lixinski, Lucas. 2020. Commercializing Traditional Culture: Promises and Pitfalls in the Convergence of Intellectual Property Law and Cultural Heritage Law. Annali Italiani Del Diritto d’autore, Della Cultura e Dello Spettacolo: 1–15.

Meskell, Lynn. 2012. The Nature of Heritage : The New South Africa. Oxford, Wiley-Blackwell. Mohn, Tanya. 2019. Global Shopping with UNESCO as Your Guide. New York Times. Available at: https://www.nytimes.com/2019/11/21/style/global-shopping-unesco-guide-germany-hungary.html (accessed: 08.07.2019).

Noyes, Dorothy. 2006. The Judgment of Solomon: Global Protections for Tradition and the Problem of Community Ownership. Cultural Analysis 5: 27–56.

Pfeilstetter, Richard. 2015. Heritage Entrepreneurship. Agency-Driven Promotion of the Mediterranean Diet in Spain. International Journal of Heritage Studies 21 (3): 215–231.

Prott, Lyndel V, Keefe, Patrick J. O. 1992. “Cultural Heritage” or “Cultural Property”? International Journal of Cultural Property 1 (2): 307–320.

Ryan, Jason, Silvanto, Sari. 2011. A Brand for All the Nations: The Development of the World Heritage Brand in Emerging Markets. Marketing Intelligence and Planning 29 (3): 305–318.

Sapignoli, Maria. 2017. A Kaleidoscopic Institutional Form: Expertise and Transformation in the UN Permanent Forum on Indigenous Issues. Palaces of Hope: The Anthropology of Global Organization, eds Maria Sapignoli, Ronald Niezen: 78–105. Cambridge, Cambridge University Press.

Загрузки

Опубликован

2020-11-30

Как цитировать

Бортолотто, К. (2020). ЮНЕСКО, нематериальное культурное наследие и рынок: споры и камни преткновения. Правоведение, 64(1), 80–92. https://doi.org/10.21638/spbu25.2020.107