Повествование о наследии, расширение прав и возможностей общин и устойчивое развитие
DOI:
https://doi.org/10.21638/spbu25.2020.105Аннотация
Во многих дисциплинах устная традиция получила признание как мощный инструмент для обмена мудростью, стимулирования эмпатии, передачи знаний и убеждения аудитории в рекламных сообщениях. С появлением всемирной паутины и социальных сетей в последнее время большое внимание было сосредоточено на потенциале цифрового повествования. Устная традиция также рассматривается некоторыми как средство защиты и обеспечения доступа к нематериальному культурному наследию (Intangible Cultural Heritage, ICH), например посредством документирования и инвентаризации практики, построенной на повествовании, или посредством разработки веб-сайтов и приложений. Однако публичная доступность и маркетинг ICH могут подвергнуть носителей наследия риску его незаконного присвоения, деконтекстуализации или искажения информации, как это было признано в Оперативных директивах ЮНЕСКО 2008 г. по имплементации Конвенции об охране нематериального культурного наследия. Каким образом носители наследия могут извлечь выгоду из рассказывания историй, охраняемого ICH, одновременно снижая эти риски? Предлагаемая статья основана на работе, проведенной в контексте двух исследовательских проектов, касавшихся цифровизации устной традиции различными способами: 1) AlpFoodway, Межрегиональный проект альпийского пространства ЕС (EU Interreg Alpine Space project, 2017–2019), направленный на создание модели устойчивого развития периферийных горных районов, основанной на сохранении и валоризации традиционного альпийского пищевого наследия; 2) продолжающийся проект Британской академии устойчивого развития «Навстречу местному самоуправлению на глобальном рынке: общинное наследие, защита интеллектуальной собственности и устойчивое развитие в Индии». Благодаря урокам, извлеченным в ходе реализации этих двух проектов, автор статьи делится мыслями о том, как подходы к рассказыванию историй, разработанные в области маркетинга, могут способствовать расширению прав и возможностей местного сообщества и устойчивому развитию. Проведенное исследование способствует лучшему пониманию недостаточно изученных условий, в которых взаимодействие ICH с рынком может осуществляться юридически грамотно и с вниманием к культурному наследию. Такое понимание даст новые возможности отдельным лицам, группам и сообществам, являющимся носителями охраняемых ICH практик, и гарантирует, что они являются основными бенефициарами экономических выгод коммерциализации.
Ключевые слова:
нематериальное культурное наследие, маркетинг, устойчивое развитие, цифровизация устной традиции, расширение прав и возможностей местных сообществ
Скачивания
Библиографические ссылки
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Статьи журнала «Правоведение» находятся в открытом доступе и распространяются в соответствии с условиями Лицензионного Договора с Санкт-Петербургским государственным университетом, который бесплатно предоставляет авторам неограниченное распространение и самостоятельное архивирование.