Экономика цифровых слияний
DOI:
https://doi.org/10.21638/spbu25.2019.403Аннотация
В статье анализируются основные проблемы антимонопольного права, вызванные широким распространением цифровых технологий. Одна из таких проблем — распространение новых форм ценообразования. Компании имеют возможность более эффективно «распознавать» предыдущих покупателей, а также собирать, хранить и использовать информацию о прошлом поведении таких покупателей для того, чтобы максимизировать собственную прибыль. Индивидуализированное ценообразование, вызванное цифровизацией, приводит к проблемам, связанным с определением рынка. Кроме того, в мире, где новые технологии позволяют фирмам получать разные объемы информации о конкретных клиентах, рынок гораздо более подвержен сегментации. Поэтому следует обратить пристальное внимание на то, являются ли объединяющиеся стороны «особенно близкими конкурентами» или нет не только с точки зрения продуктов, но и с точки зрения информации о потребителях. Нельзя оценить влияние цифровизации на слияния, не зная, каковы правила, регулирующие владение персональными данными и их использование. Авторы доказывают, что алгоритмы на основе искусственного интеллекта могут быть использованы для облегчения достижения молчаливого сговора между соперниками. Координацию между независимыми сторонами легче достичь и поддерживать, если стороны могут договориться о единой цене, быстро и точно обнаружить любое отклонение от этого соглашения и быстро реагировать на такие отклонения. Установление подобных нарушений скорее всего потребует экспертизы, недоступной в настоящее время большинству антимонопольных органов. Также в статье выделяются несколько механизмов, посредством которых цифровые конгломераты могут негативно повлиять на конкуренцию. Рыночная власть платформы теперь зависит от ее способности удерживать пользователей в собственной экосистеме и использовать это для ограничения предложения рекламы, что приводит к повышению цен и на рекламу, и на соответствующие товары. Эта способность увеличивается при любом поглощении, независимо от того, существуют ли какие-либо связи замещения или взаимодополняемости между исходными продуктами фирмы и приобретенными в результате слияния. Таким образом, традиционные меры противодействия концентрации могут преуменьшать или даже полностью упустить этот вид роста рыночной власти, характерный для слияний.
Ключевые слова:
индивидуализированное ценообразование, потребительский таргетинг, горизонтальные эффекты, персональные данные, большие данные, конгломератные слияния, злоупотребление доминирующим положением
Скачивания
Библиографические ссылки
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Статьи журнала «Правоведение» находятся в открытом доступе и распространяются в соответствии с условиями Лицензионного Договора с Санкт-Петербургским государственным университетом, который бесплатно предоставляет авторам неограниченное распространение и самостоятельное архивирование.