Коммуникативная модель Ю. Хабермаса в юридической науке

  • Бьярн Мелкевик Университет Лаваля (Канада) https://orcid.org/0000-0002-4299-546X
  • Екатерина Геннадьевна Самохина Кафедра теории и истории права и государства, Юридический факультет, НИУ ВШЭ СПб

Аннотация

Автор статьи предлагает анализ коммуникативной модели немецкого философа Юргена Хабермаса в перспективе ее применения к юридическим наукам. Хабермасу удалось выделить важные аспекты нормативной науки, и его модель может помочь ученымюристам в размышлении о процессах, присущих обоснованию и оценке любой правовой системы, достойной такого имени. Во-первых, автор анализирует коммуникативную модель, останавливаясь на аспектах, имеющих значение для модели юридической науки. Коммуникативную модель можно охарактеризовать как построенную на идеале интерсубъективности. Традиционная фигура субъекта познания, стоящая перед объектом познания, устраняется в пользу интерсубъективного отношения. Эта модель ставит интерсубъективное взаимодействие в научные рамки, с позиции которых могут быть проанализированы результаты социального действия. Коммуникативная модель заставляет нас понимать право в свете рациональности, способной мобилизоваться для формулирования правовых требований. Затем автор рассматривает понятия рациональности и методологии. Коммуникативная модель Хабермаса не рассматривает вопрос разума и рациональности в соответствии с перспективой, унаследованной от Просвещения, т. е. как установление абсолютной причины, по отношению к которой мы должны вести себя дедуктивным или индуктивным способом. Наоборот, Хабермас предлагает нам понимание рациональности через отношение к миру, подразумеваемому в перформативных установках. В заключение автор предполагает, что коммуникативная модель позволяет приблизиться к процедурной концепции. Эта концепция заменяет вопрос о природе права (и, следовательно, вопрос о предполагаемой сущности права) вопросом о том, что «требует право». Другими словами, весомость значения права перемещается в сторону актуализации межсубъектных отношений. Таким образом, право представляет собой коллективный выбор или даже социальный выбор, основанный на дискурсе, существующем между всеми вовлеченными субъектами. 

Ключевые слова:

философия права, общая теория права, юридические науки, Юрген Хабермас, Хабермас и право, коммуникативная теория права

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биографии авторов

Бьярн Мелкевик , Университет Лаваля (Канада)

профессор

Екатерина Геннадьевна Самохина, Кафедра теории и истории права и государства, Юридический факультет, НИУ ВШЭ СПб

Заместитель декана по международному сотрудничеству, Доцент

Литература

Habermas J. Le discours philosophique de la modernité [The philosophical discourse of modernity]. Douze conferences [Twelve lectures]. Paris, Gallimard, 1985. 430 p. (In French)

Habermas J. Morale et communication [Moral and communication]. Paris, Cerf, 1985. (In French)

Habermas J. Théorie de l’agir communicationnel [Theory of communication action]. 2 tomes, Paris, Fayard, 1987. 448 p. (1 tome), 480 p. (2 tome) (In French)

Habermas J. Logique des sciences sociales et autres essays [Logic of the social sciences and other essays]. Paris, PUF, 1987. 462 p. (In French)

Опубликован
2017-08-01
Как цитировать
Мелкевик , Б., & Самохина, Е. Г. (2017). Коммуникативная модель Ю. Хабермаса в юридической науке. Правоведение, 61(4), 60-73. извлечено от https://pravovedenie.spbu.ru/article/view/6786
Раздел
Концепция права

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)