Синтетическая теория права в интерпретации представителей консервативной идеологии России
Аннотация
Статья посвящена обоснованию синтетической концепции правопонимания в трактовке представителей консервативной правовой идеологии России. Автор доказывает своеобразие российской традиционалистской концепции права с опорой на произведения отечественных консерваторов. Аргументируется тезис о том, что право в консервативном мировоззрении представляло собой единство религии, нравственности и закона в виде концепта «правда». Правопонимание в российском консерватизме есть особая синтетическая теория права, которая отличается от попытки соединения естественно-правовой, позитивистской и социологической концепций. Автором обосновывается восприятие традиционным российским мировоззрением права как фактора стабилизации общественной жизни и критикуется распространенное суждение о нигилизме российской консервативной правовой мысли. Идеалом общественного и государственно-правового развития для консерваторов является превращение принудительно организованного общества в свободную, соборную общину верующих — церковь, где действуют внутренняя правда, совесть и Божий закон, а не формализованные юридические правила и принуждение. Закон, формальная, внешняя правда, занимает подчиненное место по отношению к духовно-нравственным ценностям любви, добра, долга, справедливости и милосердия и должен служить средством борьбы со злом, обеспечения минимального добра в обществе, за пределами которого лежат общественный хаос и социальная анархия. Закон должен вбирать в себя духовные начала общества. Закон является одним из элементов живого, органического соединения религии, нравственности (традиций) и формального права в едином регуляторе «Правда». Охранительство видело опасность права в двух плоскостях: правовой идеализм и волюнтаризм законодателя и использование права как формы закрепления антитрадиционных либеральных или социалистических идей и ценностей. По существу консерваторы уловили закономерность секуляризованного общества: чем слабее становятся традиционные регуляторы, тем выше становится роль формального закона. Однако чем выше становится роль закона среди социальных регуляторов, тем больше растет преступность, анархия, беспорядок и соответственно возрастает сфера применения государственного насилия.
Ключевые слова:
правопонимание, консерватизм, правда, нравственность, соборность, синтетическая концепция права
Скачивания
Библиографические ссылки
Polyakov A.V. [Communicative theory of law as a variant of an integral understanding of law]. Pravovye idei i instituty v istoriko-teoreticheskom diskurse [The legal ideas and institutions in historical and theoretical discourse]. Moscow, 2008, pp.175–190. (In Russian)
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Статьи журнала «Правоведение» находятся в открытом доступе и распространяются в соответствии с условиями Лицензионного Договора с Санкт-Петербургским государственным университетом, который бесплатно предоставляет авторам неограниченное распространение и самостоятельное архивирование.