Категории особо охраняемых природных территорий, установленные законами субъектов России: статистический и юридический анализ
DOI:
https://doi.org/10.21638/spbu25.2018.408Аннотация
Субъекты Российской Федерации могут устанавливать категории особо охраняемых природных территорий, не предусмотренные федеральным законом (иные категории, региональные категории). Задачи предлагаемой статьи — определить количество и названия региональных категорий в России, показать, как они распределяются по субъектам Федерации, как используются на практике и какие правовые проблемы возникают при их нормативной регламентации. При подготовке работы использовалось законодательство по состоянию на январь 2019 г. и официальная статистическая информация по состоянию на январь 2018 г. Составлен исчерпывающий перечень региональных категорий. Основные количественные показатели: в России региональные категории есть в 64 субъектах; всего насчитывается 255 категорий, из них уникальных — 140, при этом 92 категории встречаются однократно, и нет ни одной категории, которая встречалась хотя бы в половине субъектов. Категории особо охраняемых природных территорий местного значения есть в 59 субъектах. Наблюдается умеренная положительная взаимосвязь между количеством категорий в законе и количеством особо охраняемых природных территорий в реальности. Основные проблемы нормативной регламентации: копирование категорий, предусмотренных федеральным законом; включение в число региональных категорий иных территорий с особым режимом природопользования и охраны окружающей среды: водоохранных зон, защитных лесов и особо защитных участков лесов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов, памятников истории и культуры. Правомерность такого регулирования с точки зрения разграничения полномочий Российской Федерации и ее субъектов, соблюдения конституционных критериев ограничения прав человека и реализации принципа равенства вызывает вопросы. Проблемы региональных категорий свидетельствуют о неопределенности понятия особо охраняемой природной территории и о необходимости реформирования системы российских категорий особо охраняемых природных территорий. Механическая отмена региональных категорий — не лучший путь решения проблем. Предпочтительный вариант решения — тщательная и долговременная работа в соответствии с принципами научной обоснованности, индивидуализированного подхода и диалога заинтересованных сторон.
Ключевые слова:
охрана окружающей среды, особо охраняемые природные территории, категории особо охраняемых природных территорий, законодательство субъектов Российской Федерации, федерализм, разграничение полномочий, правовая статистика, эмпирическое правоведение
Скачивания
Библиографические ссылки
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Статьи журнала «Правоведение» находятся в открытом доступе и распространяются в соответствии с условиями Лицензионного Договора с Санкт-Петербургским государственным университетом, который бесплатно предоставляет авторам неограниченное распространение и самостоятельное архивирование.