Конституционно-правовой статус неинкорпорированных территорий США
DOI:
https://doi.org/10.21638/spbu25.2018.304Аннотация
В статье проанализирован конституционно-правовой статус неинкорпорированных организованных и неорганизованных территорий США. На примере конституционно-правово- го статуса неорганизованной территории Самоа проиллюстрировано отсутствие четких демаркационных линий между институциональными формами организованных и неор- ганизованных территорий. Обращается внимание на то, что неинкорпорированные тер-
ритории находятся в уникальном правовом положении — они принадлежат США, но при этом не являются их частью. Обозначены использованные способы интеграции соответ- ствующих территорий в состав США (раздел территорий с враждующими государствами, покупка у других государств, открытие и/или аннексия). Указывается, что обобщающи- ми признаками конституционно-правового статуса неинкорпорированных территорий
США выступают фрагментарное применение к ним положений национальной Конституции и обусловленные этим ограниченные масштабы и ресурсы участия в формировании и реализации решений, принимаемых на национальном уровне. Акцентируется внимание на дискриминационном подходе со стороны США в отношении политических прав граждан, проживающих на неинкорпорированных территориях. Речь идет о том, что на-
селение этих территорий не вправе участвовать в выборах Конгресса и Президента США, только некоторые территории (Американские Виргинские острова, Американское Самоа, Гуам, Северные Марианские острова, Пуэрто-Рико) направляют представителей в нижнюю палату парламента США. Такой подход не соответствует международно-правовым стандартам прав человека, в том числе подписанным США Всеобщей декларации прав человека 1948 г. и Международному пакту о гражданских и политических правах 1966 г. Подчеркивается, что сфера компетенции некоторых неинкорпорированных территорий может быть более широкой по сравнению с компетенцией штатов. Также рассмотрены конституционно-правовые параметры законодательных, исполнительных и судебных органов власти неинкорпорированных территорий США. Акцентировано внимание на роли и значении федеральных властей в определении и модификации конституционноправового статуса неинкорпорированных территорий. Сделан вывод о том, что диверсифицированные модели неинкорпорированных организованных и неорганизованных территорий являются своеобразными индикаторами сложносоставной ассиметричной структуры государственно-территориального устройства США.
Ключевые слова:
США, конституция, статус, неинкорпорированные территории, организованные территории, неорганизованные территории, органический акт, компетенция, гарантии
Скачивания
Библиографические ссылки
Aleinikoff, Alexander. 1994. Puerto Rico and the Constitution: Conundrums and Prospects. Constitutional Commentary 11: 15–43.
Bhagwan, Vishnoo, Bhushan, Vidya. 2018. World Constitutions — A Comparative Study. New Delhi, Sterling Publshers Pvt. Ltd.
Blocher, Joseph, and Gulati, Mitu. 2008. Puerto Rico and the Right of Accession. Yale Journal of International Law 43: 229–271.
Branch, James. 1979. The Constitution of the Northern Mariana Islands: Does a Different Cultural Setting Justify Different Constitutional Standards? LLM Thesis and Essays, paper 73. Athens, Georgia. Аccessed January 26, 2018. http://digitalcommons.law.uga.edu/stu_llm/73.
Dwyer C. Puerto Rico Overwhelmingly Votes On U. S. Statehood In Nonbinding Referendum. National Public Radio. 2017. June 11. Аccessed February 7, 2019. https://npr.org/sections/thetwoway/2017/06/11/532482957/puerto-rico-votes-on-statehood-though-congress-will-makefinal-call.
Greszler, Rachel. 2016. Congress Should Not Give Puerto Rico Federal Tax Subsides. Аccessed January 26, 2018. http://www.report.heritage.org/ib4523.
Lapidoth, Ruth. 1996. Autonomy: Flexible Solutions to Ethnic Conflicts. Washington, D. C., United States Institute of Peace Press.
Leibowitz, Arnold. 1989. Defining Status: A Comprehensive Analysis of United States Territorial Relations. Dordrecht, Kluwer Law International.
Lemongello, Steven. 2018. Trump an ‘absolute no’ on Puerto Rico statehood. Orlando Sentinel. Аccessed February 7, 2018. http://www.orlandosentinel.com/news/politics/political-pulse/ os-trump-puerto-rico-statehood-20180924-story.html.
Michal, Edward. 1992. American Samoa or Eastern Samoa? The Potential for American Samoa to Become Freely Associated with the United States. The Contemporary Pacific 4: 137–160.
Robles F. 23 % of Puerto Ricans Vote in Referendum, 97 % of Them for Statehood. New York Times. 2017. June 11. Аccessed February 7, 2019. https://nytimes.com/2017/06/11/us/puerto-ricans-vote-on-the-question-of-statehood.html.
Suksi, Markku. 2011. Sub-State Governance through Territorial Autonomy: A Comparative Study in Constitutional Law of Powers, Procedures and Institutions. Berlin, Heidelberg, Springer-Verlag.
Tarr, Alan. 2007. Symmetry and Asymmetry in American Federalism. Political Expertise: POLITEX 3: 5–33. (In Russian)
Terrasa, Gabriel. 1997. United States, Puerto Rico, and the Territorial Incorporation Doctrine: Reaching a Century of Constitutional Authoritarianism. The John Marshall Law Review 31: 55–93.
Toruella, Juan. 2013. Ruling America’s Colonies: The Insular Cases. Yale Law & Policy Review 32: 58–95.
Weaver, Michael. 2008. The Territorial Federal Jurisdiction Forgot: The Question of Greater Federal Jurisdiction in American Samoa. Pacific Rim Law & Policy Journal 17: 325–367.
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Статьи журнала «Правоведение» находятся в открытом доступе и распространяются в соответствии с условиями Лицензионного Договора с Санкт-Петербургским государственным университетом, который бесплатно предоставляет авторам неограниченное распространение и самостоятельное архивирование.