Профессиональные и образовательные стандарты в юриспруденции

Авторы

  • Нелли Ивановна Дивеева Санкт-Петербургский государственный университет https://orcid.org/0000-0001-7275-3915
  • Елена Николевна Доброхотова Санкт-Петербургский государственный университет

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu25.2018.302

Аннотация

Вопрос о стандартах юридической деятельности актуален для России, однако отсутствует общее понимание того, что и как должно быть стандартизировано. Центральным элементом условия допуска к юридической деятельности по общему правилу является наличие у лица профессионального юридического образования. В статье в системном ключе рассматриваются вопросы сопряжения (соотношения) образовательных стандартов и профессиональных стандартов в юриспруденции как компонентов национальной системы развития профессиональных квалификаций в России. Приводятся аргументы в пользу того, что характер связи между профессиональными и образовательными стандартами не является прямым (линейным). Это следует: из цели их создания; характеристики составных элементов; обязательности их реализации участниками общественных отношений; разрыва во времени при оценке структуры и индикаторов квалификации выпускников и работников. Дается вывод, что на самом деле сопряжение стандартов представляет собой не определяющий механизм управления развитием квалификаций, а только составную часть более широкого механизма — включения работодателей (иных заказчиков на подготовку профессиональных кадров) в процесс реализации образовательными организациями основных образовательных программ. Применительно к сфере юриспруденции в рамках форсайта сферы занятости предлагается общими усилиями сообщества практикующих юристов и экспертов в области высшего образования сконструировать некое общее ядро юридических квалификаций (ядро юридической профессии). Таким образом можно будет, во-первых, выявить сердцевину компетенций как основу профессии, именуемой «юрист», во-вторых, наметить видовые различия, которые, возможно, спровоцируют профессиональное сообщество на конструирование соответствующих профессиональных стандартов, стандартов профессиональной деятельности, стандартов качества отдельных видов юридических услуг. Поскольку линейного перехода квалификационных требований и способов их выявления между образовательными и профессиональными стандартами не может быть, а цель согласованного развития системы образования (с учетом меняющихся запросов рынка труда, многообразия форм занятости в условиях свободной конкуренции) поставлена, то необходима иная концепция и логика стандартизации образования. Авторы предлагают правовые и социальные механизмы построения подобной концепции.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

References

Baranova, Iuliia. 2017. The role of standards in ensuring the quality of legal services for the public. Baikal Research Journal, vol. 8, no. 3. https://doi.org/10.17150/2411-6262.2017.8(3).14 (In Russian)

Dobrokhotova, Elena, and Lavrikova, Marina. 2017. The quality of vocational education — compliance with the demand of the labor market. Kachestvo obrazovaniia 4: 46–53. (In Russian)

Dobrokhotova, Elena (ed.). 2017. Professional skills of a lawyer: a textbook for an academic bachelor’s degree. Moscow, Yurait Publ. (In Russian)

Загрузки

Опубликован

2019-10-07

Как цитировать

Дивеева, Н. И., & Доброхотова, Е. Н. (2019). Профессиональные и образовательные стандарты в юриспруденции. Правоведение, 62(3), 453–464. https://doi.org/10.21638/spbu25.2018.302

Выпуск

Раздел

Статьи