Правовой статус оператора платформы электронной коммерции в КНР

Авторы

  • Александр Петрович Алексеенко Санкт-Петербургский государственный университет https://orcid.org/0000-0003-0707-8372

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu25.2024.211

Аннотация

Вопросы разрешения внутриплатформенных споров, антимонопольного регулирования деятельности цифровых платформ (агрегаторов), ответственности их операторов (владельцев агрегаторов) перед продавцами и покупателями приобрели в России актуальность. В этой связи важно исследовать правовой статус операторов цифровых платформ и, основываясь на изучении зарубежного права, предложить решения, которые позволят усовершенствовать российское законодательство. Китай является одним из мировых лидеров в области цифровизации и имеет богатый опыт регулирования деятельности операторов цифровых платформ. На основе использования сравнительно-правового метода, а также догматического толкования в данной статье проведен анализ нормативных правовых актов России и КНР, касающихся цифровых платформ. Выделены следующие ключевые признаки цифровой платформы: наличие внутренних правил и программного обеспечения, позволяющего заключать, исполнять сделки, и взаимодействие продавцов и покупателей в связи с ними. Также проведена классификация видов цифровых платформ, изучены права и обязанности операторов цифровых платформ. Основное внимание уделено исследованию правового статуса оператора платформы электронной коммерции. Для этого проведен анализ Закона КНР «Об электронной коммерции» и сложившейся судебной практики по его использованию. Сделан вывод, что в Китае оператор платформы электронной коммерции является активным субъектом рынка, наделенным властно-распорядительными полномочиями в отношении внутриплатформенного бизнеса и несущим обязанности, которые включают в себя информирование продавцов, покупателей и государственных органов, создание инфраструктуры по разрешению споров, защиту владельцев интеллектуальных прав, обеспечение безопасности и качества реализуемых товаров и услуг, поддержание устойчивого функционирования платформы. На основании полученных результатов предложены пути модернизации российского законодательства.

Ключевые слова:

право КНР, Китай, цифровые платформы, агрегатор, владелец агрегатора, оператор цифровой платформы, электронная коммерция, исключительное право, права потребителя

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Alekseenko, Alno.ksandr P. 2021. Trends in the Development of Chinese Laws on the Legal Regulation of E-Commerce. Iurist 11: 51–56. (In Russian)

Barakina, Elena Yu. 2023. The legal status of a digital platform operator: The theory and practice. Financial Law 2: 23–26. https://doi.org/10.18572/1813-1220-2023-2-23-26 (In Russian)

Borlakova, Kulistan J. 2023. Legal position of the Bank of Russia as a regulator of investment platforms. Pravo i Ekonomika 1(419): 13–19. (In Russian)

Chen, Bin. 2023. The constitutional basis for the creation of digital platform obligations. Global Law Review 3: 5–23. (In Chinese)

Chereshneva, Irina A. 2023. Digital platforms: From the protection of competition to the protection of data. Competition Law 2: 23–26. (In Russian)

Ding, Daiqin. 2018. Problem of “Pipelineization” of platform responsibility in E-commerce Law and its reflection. Journal of Beijing University of Aeronautics and Astronautics (Social Sciences Edition) 31 (6): 1–6. (In Chinese)

Efimtseva, Tatiana V., Baymukanova, Valeriya S. 2023. On prohibiting an economic entity from abuse of the dominating position with the use of network effects within the framework of the fifth antimonopoly package. Competition Law 4: 2–4. (In Russian)

Gabov, Andrey V. 2021. Digital platform as a new legal phenomenon. Perm Legal Almanac 4: 13–82. (In Russian)

Huang, Weijun, Li, Xiaoqiu. 2019. The E-commerce Law of the People’s Republic of China: E-commerce platform operators liability for third-party patent infringement. Computer Law & Security Review. 35 (6): 105347. https://doi.org/10.1016/j.clsr.2019.105347

Kryukova, Elena S. 2023. Distance sale of goods from the standpoint of consumer rights protection. Civil Law. 1: 20–23. (In Russian)

Li, Chao. 2021. On the Legal Regulations of Platform Operators’ Unreasonable Restrictions on Transactions. Journal of University of Electronic Science and Technology of China (Social Sciences Edition) 23(5): 104–112. https://doi.org/10.14071/j.1008-8105(2020)-4013 (In Chinese)

Liu, Ying. (2018). The scope of social relations adjusted by my country’s e-commerce law. Chinese Law 4: 195–216. (In Chinese)

Nan, Gong. 2023. Protection of personal data in China: Legislation in the digital age. Vestnik of Saint Petersburg University. Law 14 (1): 159–172. https://doi.org/10.21638/spbu14.2023.110 (In Russian)

Qin, Hongman, Zhang, Zhili. 2022. Standards for information review obligations of operators of live broadcast e-commerce platforms in China. Journal of Zhejiang Science and Technology University (Social Science Edition) 48 (04): 442–450. (In Chinese)

Savelyev, Alexander I. 2016. E-commerce in Russia and abroad: legal regulation. Moscow, Statute Publ.

Sun, Jin, Cai, Qianmeng. 2023. Supplementary rules for digital platform governance under the principle of fair competition. Law and Economy 1: 48–60. (In Chinese)

Troshchinskiy, Pavel V. 2021. Digital economy and digitalization of modern China. Socio-economic results of the 13th five-year plan of the People’s Republic of China (2016–2020) and the tasks of the 14th five-year plan (2021–2025). Сomp. P. B. Kamennov, A. D. Aleksandrova, ed. A. V. Ostrovskii. Moscow, IFES RAS Publ.: 157–167. (In Russian)

Wang, Qiaolu. 2022. Legal basis and normative approach to the administration rights of e-commerce platform operators — Comparative analysis based on online platforms and offline markets. Financial Law 4: 99–114. https://doi.org/10.16823/j.cnki.10-1281/d.2022.04.012 (In Chinese)

Wang, Zhongyang. 2023. Examining the subjective fault of e-commerce platforms for assisting infringement from the scope of exclusive trademark rights. China Trademark 6: 33–37. (In Chinese)

Xu, Keke. 2022. On the safety guarantee obligations of e-commerce platform operators. China Journal of Commerce 13: 57–59. https://doi.org/10.19699/j.cnki.issn2096-0298.2022.13.057 (In Chinese)

Xue, Jun. 2023. The connotation of platform liability and its application model in the “E-Commerce Law”. Legal Science (Journal of Northwest University of Political Science and Law) 41 (01): 57–68. https://doi.org/10.16290/j.cnki.1674-5205.2023.01.004 (In Chinese)

Zhai, Wei. 2021. Regulatory paradigm of dual monopoly of ultra-large digital platform companies. Financial Law 1: 18–31. (In Chinese)

Zheng, Yaling. 2023. Interpretation and application of the “corresponding responsibilities” of e‑commerce platform operators — focusing on Paragraph 2 of Article 38 of the “E-Commerce Law”. China Circulation Economy 37 (10): 116–126. https://doi.org/10.14089/j.cnki.cn11-3664/f.2023.10.010 (In Chinese)

Zhmulina, Diana A. 2023. Electronic trade through digital platforms: Tendencies and prospects. Competition Law 4: 17–19. (In Russian)

Zvezdian, Tatiana, M. 2022. Digital platform as a business model: Civil and legal aspects of activity. Business, Management and Law 3 (55): 28–33. (In Russian)

Загрузки

Опубликован

2024-07-08

Как цитировать

Алексеенко, А. П. (2024). Правовой статус оператора платформы электронной коммерции в КНР. Правоведение, 68(2), 284–302. https://doi.org/10.21638/spbu25.2024.211

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)