Многоликие антиконкурентные практики на цифровых рынках

Авторы

  • Екатерина Вадимовна Ерофеева Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
  • Дарья Александровна Котова Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
  • Анна Эдуардовна Позднякова Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu25.2019.404

Аннотация

В статье рассматриваются примеры ограничительных практик на цифровых рынках. Цифровые рынки — уникальное для цифровой экономики явление; их основной структурной единицей и одновременно драйвером развития рынка является цифровая платформа. Современные цифровые платформы, например Facebook, Amazon, а также крупные цифровые компании, такие как Google, Microsoft, Apple, обладают значительной властью на современных цифровых рынках, а следовательно, имеют возможность ограничивать конкуренцию. В статье анализируются несколько таких ограничительных практик, специфичных для цифровых рынков; в последнее время эти практики привлекли внимание антимонопольных регуляторов по всему миру и значительно повлияли как на правоприменение, так и на понимание учеными и практиками особенностей функционирования цифровых рынков. Авторы рассматривают прежде всего так называемые условия о паритете цен, когда соглашения между онлайн-платформами, например Booking.com, и их поставщиками обязывают последних предоставлять цифровой платформе не менее благоприятные условия, чем другим контрагентам. Условие о паритете цен значительно ограничивает рыночную свободу поставщиков, так как вмешивается в отношения поставщиков с третьими лицами. Далее авторы обращают внимание на многообразие ограничительных практик на рынке интернет-поиска, проиллюстрированных серией дел, возбужденных Европейской комиссией против цифрового гиганта Google. С помощью определенным образом настроенных систем поиска Google установил приоритет в поисковой выдаче для своих сервисов, и таким образом собственные сервисы компании получали большее внимание потребителя. В свете жалоб на схожие антиконкурентные практики в российском сегменте рынка интернет-поиска авторы заостряют внимание на нюансах и подводных камнях, с которыми столкнулась Европейская комиссия при рассмотрении аналогичных дел. Наконец, в статье рассматривается менее распространенная, но довольно опасная для конкуренции практика геоблокинга, когда правообладатель блокирует распространение своего контента за рамками, разумно оправданными охраной исключительных прав. По мнению авторов, такого рода практики должны рассматриваться через отношение частноправовой природы интеллектуальной собственности и публичного интереса. Описанные в статье практики свидетельствуют не только о важности значительной реформы антимонопольного правоприменения, но и о необходимости концептуального переосмысления роли антимонопольного права в новой экономике. 

Ключевые слова:

конкурентное право, цифровые рынки, защита конкуренции, паритет цен, дискриминация, геоблокинг, рынок интернет-поиска

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Bania, Konstantina. 2019. The Effects of Broadcasting Digitization on EU Competition Law: A Tale of EU Copyright Policies. Journal of Competition Law & Economics 15 (2–3): 237–282.

Bortolotti, Fabio. 2020. EU: The Guess Decision of the EU Commission: a first analysis. International Distribution Institute. Available at: https://www.idiproject.com/news/eu-guess-decision-eucommission-first-analysis (accessed: 15.02.2020).

Cremer, Jacques, Montjoye, Yves-Alexandre, Schweitzer, Heike. 2019. European Commission. Competition Policy for the Digital Era. A report. Available at: https://ec.europa.eu/competition/publications/reports/kd0419345enn.pdf (accessed: 15.02.2020).

Essers, Loek. Publishers urge European Commission to reject Google antitrust deal. Available at: https://www.pcworld.com/article/2602600/publishers-urge-european-commission-to-reject-google-antitrust-deal.html (accessed: 15.02.2020).

Ezrachi, Ariel. 2015. The competitive effects of parity clauses on online commerce. European Competition Journal 11: 488–519.

Graef, Inge. 2016. EU Competition Law, Data Protection and Online Platforms: Data as Essential Facility. London, Kluwer Law International.

Guimaraes, Guilherme. 2019. Global Technology and Legal Theory: Transnational Constitutionalism, Google and the European Union. New York, Routledge.

Jeffs, Claire (ed.). 2018. E-Commerce Competition Enforcement Guide. London, Law Business Research.

Manthorpe, Rowland. Google’s Nemesis: Meet The British Couple Who Took On A Giant, Won… And Cost It . 2,1 Billion. Available at: https://www.wired.co.uk/article/fine-google-competition-eushivaun-adam-raff (accessed: 15.02.2020).

Massarotto, Giovanna. 2019. Antitrust Settlements: How a Simple Agreement Can Drive the Economy. London, Wolters Kluwer.

Paal, Boris P. 2016. Internet search engines and antitrust law. Journal of Intellectual Property Law &Practice 11 (4): 298–306. https://doi.org/10.1093/jiplp/jpw019.

Shestoperov, Dmitry, Lebedeva, Valeria. Yandex will be asked for the answers. Online services complained about the search engine. Kommersant. Available at: https://www.kommersant.ru/doc/4443716?from=four_business (accessed: 07.08.2020).

Загрузки

Опубликован

2019-12-31

Как цитировать

Ерофеева, Е. В., Котова, Д. А., & Позднякова, А. Э. (2019). Многоликие антиконкурентные практики на цифровых рынках. Правоведение, 63(4), 598–624. https://doi.org/10.21638/spbu25.2019.404